Впервые представленное в Греческом искусстве в VII в.до н.э., изображение головы в фас имело исключительное значение. Самым распространённым изображением этого типа была Горгона, или голова Медузы, убитая, согласно мифологии, героем Персеем и принятой богиней Афиной в качестве основного изображения её щита. Изображаемая с устрашающим выражением лица (широкие глаза, высунутый наружу язык и змеевидные волосы) Горгона обладала способностью отводить дурной глаз. По этой же причине она изображалась на дверях, надгробных плитах и военном обмундировании – в местах, где такая защита была особенно необходима. Начиная с V в.до н.э. Горгону стали изображать на монетах. Широкая распространённость изображения и его длительное использование среди Греческих полисов доказывает свою особую популярность как средство защиты от потенциальной угрозы. К концу V в.до н.э. города Малой Азии стали использовать на своих монетах другие разновидности изображения головы в фас. Самая обширная чеканка монет с изображениями нового типа проводилась в Кизике. Колофон выпустил в обращение несколько серебряных номиналов с изображением головы Аполлона в фас. Город Идима в Карии, отчеканил драхму с изображением Пана. Подобно использованию головы Горгоны, эти изображения также могли служить определённым защитным целям. Расположенные в этом регионе несколько важных храмов Аполлона обеспечили особую популярность изображениям его головы. Это позволяет сделать небезосновательные выводы, что эти ранние выпуски имели не только экономическую, но также и религиозную цель.
Классический период
Начиная с V в.до н.э. изображение головы в фас претерпело значительные перемены и стало более естественным и натуралистичным. В дополнение к использовавшемуся ранее положению головы прямо, в этот период появляется новый тип с положением головы слегка в сторону (или на ¾ ) Вместе с богами Олимпа стали изображаться мифологические фигуры, а также местные божества и нимфы. В 460 г. до н.э. Аркадский Союз впервые изобразил на реверсе своей гемидрахмы голову Каллисто повёрнутой на ¾ в сторону.
Приблизительно два десятилетия спустя Митилены на о.Лесбос отчеканили электровую гекту и серебряный обол, которые изображали на аверсе похожую голову повёрнутую на ¾ в сторону. Вполне возможно, что на этих монетах была изображена голова знаменитой поэтессы Сапфо, самого известного жителя этого острова и которая была точно изображена позже на аверсе тригемиобола.
На Сицилии изображение лица в фас достигло своей самой выразительной и художественной формы. Сиракузские мастера смело эксперементировали добившись самых передовых результатов, зачастую подписывая свои шедевры в знак своего превосходного искусства. Эвклид был первым из этих мастеров, кто создал дизайн по образцу статуи Афины Парфенос, расположенной в Афинском Парфеноне, изображающий голову Афины слегка влево и окружённую дельфинами, являясь, по-сути, напоминанием более знакомого изображения Персефоны. Этот дизайн стал основой для многих последующих выпусков во всём Греческом мире вплоть до Эллинистического периода. Аретуза Кимона, современника Эвклида, демонстрирует высокий уровень артистичности и те многие копии, сделанные по всей Греции в последующие пол-века, только подтверждают популярность этого дизайна и мастерство подлинного мастера. В Лариссе “дизайн Кимона” был особенно популярен. Изображая здесь не Аретузу, а местную нимфу Лариссу, это стало практически стандартным изображением для аверсов почти на 60 лет.
Похожая разновидность, чеканившаяся в тоже время в Тарсосе, Киликия в правление Персидского сатрапа Фарнабаза, оказала сильное влияние на дизайн последующей чеканки на востоке В Катане, композиция созданная Гераклидом, современником Эвклида и Кимона, в равной степени совместила в себе мастерство и артистизм его Сицилийских коллег.
Одним из самых популярных изображений головы в ¾ за весь Классический период оставалось изображение головы Аполлона. Один из самых ранних примеров Классической эпохи является гемидрахма отчеканеная в Амфиполисе, Македония.
За время правления династии Гекатомнов в Карии, изображение головы Аполлона, покровительствующего божества правящего дома, достигло высокого уровня артистизма. Изображение такой головы Аполлона можно встретить на монетах Селевкидских царей Антиоха II и III т.к. Аполлон являлся божественным предком династии Селевкидов. На острове Родос использовалась голова местного божества покровителя Гелиоса, изображённая на ¾ влево. Благодаря широко известной статуе Колосса Родосского, это изображение стало, пожалуй, самым легко узнаваемым изображением на древнегреческих монетах вплоть до Эллинистического периода.
Эллинистический период
Выпуск монет в правление Александра Великого и его последователей отражает перемены, которые произошли с изображением головы в период становления Эллинистических монархий. Многие монеты этого периода изображают голову Геракла слегка влево или вправо, и подобно тому, как столетием ранее голова Афины отражала важность Афин в Греческом мире, так и популярность изображения Геракла демонстрировала влияние Македонии в середине IV в.до н.э.
Источник: Античные монеты