20 злотых 2014 года
Польские живописцы XIX/XX вв. – Юзеф Хелмоньский


Качество:пруф
Металл: серебро 925
Масса: 28,28 г
Тираж: до 30000
Чеканка: Монетный двор Польши
Дизайнер: Эва Ольшевская-Борыс

Аверс: изображен фрагмент картины Юзефа Хелмоньского «Ночь на Украине» 1877 г. В правом верхнем углу – герб Польши. Вокруг герба, по окружности – надпись: RZECZPOSPOLITA POLSKA (страна-эмитент), год выпуска: 2014. Ниже – номинал: 20 ZŁ, фирменный знак Монетного двора Польши: m/w.

Реверс: на первом плане: портрет Юзефа Хелмоньского (репродукция рисунка Леона Вычулковского 1900 г.). Ниже – надпись на польском языке: JÓZEF CHEŁMOŃSKI и годы жизни художника: 1849–1914. На втором плане – фрагмент картины «Журавли улетают» 1870 г. В левом нижнем углу – изображение палитры и трех кистей, выполненное в технике тампопечати.

Юзеф Мариан Хелмоньский (7 ноября 1849, Бочки близ Лодзи — 6 апреля 1914, Кукловице Заречне) — польский живописец и иллюстратор, работавший в Мюнхене, Париже и Варшаве. Считается, что Хелмоньский развивал в своих произведениях традиции бытовой реалистической живописи. Несмотря на это, его творчество выходит за рамки данной классификации. Тематика работ Хелмоньского – это прежде всего сельские бытовые сцены, показывающие особенности крестьянской жизни в Польше и на Украине. Художник любил рисовать деревенские хаты, жанровые сцены в поле и в трактире, сельские ландшафты, усадьбы. Он посвятил данной тематике всю свою творческую жизнь. В 1875 г. волна критики заставила Хелмоньского уехать в Париж, где художник с успехом выставлял свои работы: жанровые сцены из жизни польского крестьянина и динамические изображения как будто летящих на зрителя троек и четверок. Работа в качестве художника-иллюстратора в парижской газете „Le Monde Illustré” принесла Хелмоньскому финансовый успех.

Юзеф Хелмоньский как художник опередил эпоху, в которой ему пришлось работать. В основном, его картины являются продолжением традиции реалистической европейской живописи. Тем не менее, произведение «Журавли улетают», представляющее искалеченную птицу на фоне отдаляющейся вереницы журавлей, своим замыслом явно опережает идеи художников-символистов. Знаменитое «Бабье лето», хотя и признанное сегодня одним из лучших произведений польского живописца, при жизни Хелмоньского было отвергнуто критиками. Реалистическое представление молодой крестьянки вызвало недоумение среди публики, привыкшей к идеализации женской внешности. Неудивительно, что картина была сочтена вульгарной, неприличной.

Юзеф Хелмоньский, художник-бунтарь, отвергал шаблоны в искусстве и возражал против общепринятых, неестественных норм поведения. В личной и творческой жизни он больше всего ценил подлинность, которой оставался верен всю свою жизнь.